А что если бы все задачи были… приятными? Практикум

Коучи часто предлагают сделать прикольные необычные штуки. По крайней мере, так это кажется клиентам. Мы и вправду экспериментируем и все подвергаем сомнению, стараемся уйти от готовых схем (даже если они работают) и изобрести что-то другое.

Потому что нечто новое, даже не особо удачное, дает непривычный взгляд на запрос, а это само по себе может быть неплохой почвой для исследований.

В конце концов, коучинг же про это. Не про то, что я сейчас скажу тебе, как жить. А про исследование. Про то, что ты и сам знаешь, как жить, но этот ответ может быть запрятан глубоко.

А еще коучинг мне лично нравится тем, что в процессе решения какого-то запроса ты вдруг задумываешься над вещами, о которых никогда не задумывался. У каждого из нас есть много чего, что просто есть и как-то там работает, но ты никогда не задумывался, что оно может быть совсем другим. И что оно может работать по-другому.

а что если бы все задачи были приятными

И в один из таких моментов мне вдруг пришла в голову мысль. Вот есть матрица Эйзенхауэра, которая шкалирует задачи на важность и срочность. Есть матрица мотивации, которая шкалирует на “нравится” и “продвигает”. А что, если эти шкалы не единственные? Какую шкалу еще я бы хотела добавить? А вот приятность, пожалуй, хочу.

Исследование получилось необычным, и я решила с вами поделиться.

 

Описание упражнения

Все подобные исследования начинаются с приема “Выгрузка мозга”.

Возьмите листок бумаги и выпишите на него все-все-все задачи, которые у вас хранятся в памяти. Именно в таком виде, в каком они у вас в мыслях. Пишите все как есть, потоком, все равно листок кроме вас никто не увидит.

А затем прошкалируйте каждую задачу на “приятность”. От 1 до 10 насколько эта задача мне приятна?

Затем посмотрите на то, что получилось. Какие тенденции вы наблюдаете? Какие закономерности? Что говорят вам эти ответы?

 

Подмеченные мной закономерности

Какое-то время назад я начала проводить это исследование на коуч-сессиях. И заметила, что чаще всего есть 3 большие “зоны” задач, распределенных таким образом: приятные, нейтральные и неприятные.

 

Приятные задачи (от 7 до 10 баллов по шкале)

Сюда входят:

  1. Мечты. Нам приятно о них думать, но эти задачи не воплощаются. Почему? Либо пока не время, либо они изначально были нам не особо нужны.
  2. Задачи, где приятен сам процесс. Мы получаем удовольствие, просто делая их.
  3. Задачи, где приятен результат. Правда, с оговоркой: если это задача, где удовольствия от процесса не получаешь, но она все равно в сфере “приятного”, то этот результат должен прямо ОЧЕНЬ вдохновлять.
  4. Задачи, где приятен и процесс, и результат.

Я раньше думала, что в успешной задаче все должно быть прекрасно: и процесс, и результат. Но потом поняла, что совершенно необязательно. Например, я очень люблю вязать, процесс приносит мне огромное удовольствие. Вот некоторые сейчас раскрасками увлекаются, как способом снятия стресса, а у меня уже давным-давно для этого приспособлено вязание. При этом результаты своего творчества меня радуют намного меньше. Я, конечно, ношу связанные мной носки. Но процесс был куда приятнее.

Другой пример (когда приятен результат, но не процесс) это оформление документов на визу. Я с детства ненавижу бюрократов и бюрократию. Но когда виза нужна для прекрасного отпуска в прекрасном месте, я иду к ним с вдохновением.

 

Нейтральные задачи (от 4 до 6 баллов по шкале)

  1. Быт, текучка, ежедневные повторяющиеся ритуалы, вошедшие в привычку.
  2. Задачи, сопутствующие или дополнительные к основной вдохновляющей задаче.

В целом, я бы сказала, что сюда входят наши давние привычки, насколько давние, что уже не вызывают особых эмоций. И задачи на “надо”, но это такое взрослое “надо”, добродушное, а не деспотичное.

Например, есть вдохновляющая меня задача “провести вебинар”. В рамках этого основного проекта есть более мелкие задачи, например: сделать презентацию, разместить объявления, протестировать вебинарную комнату. Сами по себе данные задачи нейтральны, ни процесс, ни результат не вызывает у меня ни восторга, ни отторжения. Это просто то, что надо сделать.

 

Неприятные задачи (не выше 3 баллов по шкале)

О, это самое интересное. Сюда входят:

  1. Все рабочие задачи, если это не работа твоей мечты.
  2. То, что уже нельзя дальше откладывать, иначе будут последствия.
  3. Задачи, которые ты взял из соображений долга. Да, мне неприятно это делать, но таков мой долг, мои обязательства.
  4. Задачи, которые ты взял из соображений логики, разума. Да, мне неприятно это делать, но только так можно заработать деньги/похудеть/определиться в жизни.

Несмотря на то, что даже думать об этих задачах не слишком радостно (ну, на то они и неприятные), именно этот тип задач исследовать интереснее всего. Тут уйма потенциала.

Например, поработать с ограничивающими убеждениями (деньги можно заработать только так, этого ждет от меня мама, таково женское предназначение и т.д.).

Или, например, посчитать количество задач этого типа и, скажем, первого. Больше первых или третьих? Почему именно так получилось? Устраивает меня такой результат? Если нет, то чего я хочу?

Или, например, понять, что большинство задач третьего типа у меня – про прокрастинацию. Я все откладываю и откладываю, это не воплощается. Тогда про что это для меня? Что и как я могу теперь делать по-другому?

Опыт показывает, что, если с задачами первого и второго типа все более-менее ясно и более-менее одинаково у всех, то с третьим типом у каждого будет своя картина и своя история.

Вообще я поражаюсь разнообразию грабель у человеков разумных. Казалось бы, простое до тупости действие: бамц по лбу. Но мы очень изобретательны в инструменте! Подчас делаем устройство грабель очень изысканным, их с первого взгляда и не распознаешь.

Ну, пока по лбу не ударит.

 

А что если бы все задачи были приятными?

Это последний вопрос упражнения, и он особый, с подковыкой. Многое проясняет. Например, человек внезапно обнаруживает, что он вообще не понимает, как это – не преодолевать. Для такого человека все, связанное с какой-никакой работой – это заставление, преодоление, боль, ненависть, страдания. Это позиция Ребенка, которого наказывает Родитель. В детстве родители не научили, что работа может приносить удовольствие, а только заставляли, и результат печален.

Или ситуация наоборот: человек с внутренним Ребенком, услышав этот вопрос, ликует, радуется. А что, можно??? О, как бы прекрасно это было! Конечно, можно. Это же твой выбор. Тебе не нужно разрешение кого-то другого. Просто будь.

Или у человека внутри возникает логическая цепочка: так, если все задачи приятны, то, значит, от задач меньше 6 баллов я просто отказываюсь. Могу ли я отказаться от них? Пожалуй, вот эти задачи я бы все-таки хотел оставить, это нужно. А вот от этого я бы с удовольствием избавился. Хм… а зачем тогда я их взял?

И вот уже разговор заходит о более глубоком. Системном. О нашей внутренней системе целеполагания.

Подумайте, прямо сейчас.

  1. Как ко мне поступают задачи? Откуда они берутся?
  2. Почему я беру одно и не беру другое? Какими принципами я при этом руководствуюсь?
  3. Как я понимаю, что вот это нужно сделать, а это – нет? Как я понимаю, что это нужно сделать мне, а это может и кто-то другой?
  4. Есть ли что-то, что я хотел бы изменить в том, как ко мне поступают задачи? Если да, то что конкретно? Почему именно это для меня важно?
  5. Как бы выглядела моя система задач на десятку?

Ответы напишите в комментариях, мне очень интересно. Пообсуждаем.

 

P. S. Про систему целеполагания можно разговаривать долго, и это будет очень важный разговор. Проблем тут несколько: а) мы не знаем и не понимаем, как она у нас устроена б) соответственно, не можем ее изменить так, как считаем нужным и в) чаще всего не понимаем, что это проблема.

Если вам интересно хотя бы узнать про то, что может быть и иначе, то приглашаю на серию бесплатных вебинаров по целеполаганию, которые я проведу 21, 22 и 23 июня. Узнаете, как оно у вас устроено. А там уже сделаете выводы.

Людмила Прима
коуч личных достижений

Понравился пост?
Подпишись на рассылку и получай обновления каждую неделю.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ