Тайм-менеджмент. Практикум. Часть 1: оценка собственных приоритетов

Я писала эту статью 4 дня. Мне хотелось дать максимум. В результате она оказалась слишком большой и я разбила ее на 2 части. Но, уже почти закончив текст, я поняла, что это только начало. Как и все в коучинге, то, что вы узнаете сегодня – только начало вашего исследования себя.

Все мы знаем то состояние, когда дел очень много, и все-все-все надо успеть! Караул, паника, ничего не успеваю! Где мой лишний час в сутках?

На эту гонку уходит много сил, так много, что их не остается для того, чтобы все обдумать. А часто нужно, наоборот, остановиться, передохнуть и задать себе вопрос: а в чем ценность этой гонки? Действительно ли эти дела мне нужны и важны?

Я предлагаю поисследовать вашу личную систему тайм-менеджмента через одно упражнение.

тайм-менеджмент

Наша общая беда в том, что большую часть своей жизни мы тратим на некие срочные дела, не задумываясь, а нужно ли это нам. В результате человек бежит всю жизнь, как белка в колесе, бежит, бежит, бежит изо всех сил… но никуда не прибегает. Потому что чаще всего мы делаем то, что срочно… а ведь надо делать то, что важно.

Но почему эти понятия так часто “слипаются” в одно? Все дело в том, что, как правило, за определение приоритетов и личный менеджмент времени у нас отвечает эмоциональный мозг. Этот мозг видит все только в черном или белом свете, без золотой середины и других красок. В результате все задачи у нас отсортировываются по крайностям: или вообще не срочно, или нужно вчера. Или вообще ерундистика, или дело государственной важности!

На самом деле в термине “срочность” нет ничего страшного. Это всего лишь про то, что задача имеет какой-то срок. Проблемы начинаются тогда, когда задача из той, которая имеет срок, превращается в безотлагательную. И тогда и получается: ай, все горит, ничего не успеваю.

Чтобы такого не повторялось, нужно управление временем (тайм-менеджмент) от эмоционального мозга изъять и передать более новому, более совершенному, нео-кортексу (сознательному мозгу).

И для начала следует разъединить важность и срочность.

Первым человеком, который догадался это сделать, был президент Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр. Инструмент, который он изобрел, знают все фанаты тайм-менеджмента и личной эффективности – это матрица Эйзенхауэра. До сих пор это один из самых эффективных методов управления временем.

Матрица Эйзенхауэра – это прекрасный способ, чтобы:

  • сделать срез настоящего;
  • осознать, как ты в данный момент расставляешь приоритеты;
  • расставить приоритеты так, как тебе хочется;
  • понять, что надо делать, чтобы стало по-другому.
Эффективность матрицы, как метода тайм-менеджмента, в том, что человек может понять, вокруг чего в данный момент вращается его жизнь, и принять осознанные решения в области, которая для многих является проблемной. А осознанные решения ведут к изменению качества жизни.

В конечном счете, цель тайм-менеджмента – это понять даже не то, как мы тратим время, а то, куда мы деваем свою энергию. Но про энергию – в другой раз.

А сейчас я предлагаю вам поисследовать ваши приоритеты через два упражнения.

 

1 часть. Выгрузка мозга

Возьмите чистый лист бумаги (или откройте новый документ в ворде, если электронно вам работать удобнее). Выпишите на него абсолютно все задачи, которые в данный момент у вас есть в головной коробке. И рабочие, и личные, и семейные. Все. Ровно так, как оно у вас в голове звучит. Неважно, насколько крупная задача или насколько она мелкая, пишите все, что в голове есть. Выгулять собаку, сдать текст заказчику, совершить подвиг, изменить мир, купить машину.

Потом вы сможете поработать с этим списком, сейчас ваша задача – излить все на бумагу.

Обратите внимание: если в получившемся списке меньше 30 пунктов, скорее всего, вы что-то забыли или у вас было слишком мало времени.

В идеале после этого упражнения у вас должно возникнуть ощущение приятной пустоты в голове. Что уже точно больше ничего нет.

После этого пройдитесь по задачам и выпишите в другой список те задачи, которые вы можете сделать в течение следующих 7 дней. Или 10 дней. Или 1 месяца, или 1 года – возьмите любой интересующий вас срок, но срок обязательно должен быть (позже вы поймете, почему).

Если туда попала задача крупная и масштабная, которую нельзя сделать за этот срок, но можно сделать какой-то этап, тогда сформулируйте задачу как этап.

Получившийся второй список пронумеруйте по порядку.

 

2 часть. Заполняем матрицу

Нарисуйте матрицу. Теперь возьмите каждый пункт из второго списка и задайте себе 2 вопроса:

По шкале от 1 до 10 насколько лично мне это важно?
По шкале от 1 до 10 насколько лично мне это срочно?

И соответственно распределите номера задач по матрице.

Например, как получилось у меня:

моя матрица эйзенхауэра

Когда же вы раскидаете все задачи и посмотрите на то, что получилось… вот тут и поджидают нас сюрпризы.

Каждый увидит что-то свое. Каждый сделает свои выводы.

Если дело происходит на коуч-сессии, то коуч в этот момент спрашивает своего клиента:

Какие тенденции ты заметил? Какие закономерности?
По шкале от 1 до 10 насколько тебя удовлетворяет этот результат? Что для тебя было бы результатом на 10 баллов? Как можно к этому прийти?
Что и как ты бы мог теперь делать по-другому?

Напишите в комментариях, что у вас получилось и какие выводы вы сделали. А в следующем посте я расскажу про каждый квадрат отдельно, а также про несколько типичных “сценариев”.

Людмила Прима
коуч личных достижений

Понравился пост?
Подпишись на рассылку и получай обновления каждую неделю.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ