Не знаешь, как прийти к мечте? Метод обратного планирования. Практикум

На первом занятии моей mastermind-группы был один момент, который показался мне знаковым. Участница говорила о своей большой цели, и о тех навыках, что ей хорошо бы внедрить, чтобы приблизиться к ней. И тогда другая участница – в шутку – сказала: “Ну ты возьми и сделай, что, трудно, что ли?”.

И меня порадовала реакция остальной группы. Они рассмеялись.

метод обратного планирования

И это очень здорово и круто: кажется, люди уже начали понимать, что “спланировать” и “сделать” – вовсе не одно и то же. Что это вовсе не легко – взять и сделать. На самом деле, между планом и реальными действиями может быть целая пропасть. По разным причинам: человек не готов, человек туда не сильно хочет, человек не уверен в себе, человека съедают страхи, у человека другие приоритеты или это вообще не твоя, а чужая цель. Причин может быть тысяча, и ни одну из них не стоит игнорировать!

Нам почему-то кажется, что это просто: распиши подробно план действий, и все, цель у тебя в кармане. Но это миф. Не работает так. Иначе бы наши цели все были бы давно выполнены.

И сегодня я хочу рассказать про метод обратного планирования, который может помочь, если у вас тоже большой разрыв между “спланировать” и “сделать”.

Я не про те случаи, когда человек вообще любит мечтать в стиле “а неплохо бы иметь яхту”. Нет, с целью все хорошо: она поставлена конкретно, она детальна, достижима, осязаема, связана с ценностями, и к ней очень-очень хочется прийти и т. д. Но есть определенный разрыв между дальним и ближайшим будущим. В таких случаях человек очень подробно и с видимым удовольствием расписывает желаемый результат, но тушуется, когда ему задаешь вопросы о ближайших шагах. Это говорит о том, что он, возможно, даже знает, как прийти к цели ВООБЩЕ, в отдаленной перспективе, но он не видит и не понимает, с чего можно НАЧАТЬ.

 

Описание метода обратного планирования

Представьте шкалу от 1 до 10, где каждое деление – это ваш следующий шаг к цели. Сейчас вы очень хорошо представляете себе десятку (конечный результат, конечное желаемое состояние). Опишите это. Что там, в желаемом будущем, когда все уже произошло?

Например, есть цель “выучить английский язык”. Что может быть на десятке? Например, “я свободно общаюсь на английском с носителями языками или иностранными партнерами”. Например, есть цель “научиться играть на гитаре”. Тогда на десятке может быть “могу исполнить любую партию по памяти или по нотной записи, выступаю в клубах, играю друзьям и просто для себя”. Например, есть цель “разбогатеть”. Тогда на десятке будет “у меня солидная материальная база, есть пассивный доход, я сделал ремонт дома, могу позволить себе все, что хочу”.

И так далее. Главное – попробуйте увидеть картинку. Себя со стороны. Закройте глаза и перенеситесь к некое отдаленное (или не очень) будущее. Посмотрите на то, что видите. Какой или какая вы тогда? Чем занимаетесь? Кто вас окружает? Какое впечатление вы производите со стороны?

Посмотрите. Повертите картинку вперед-назад, отступите, увеличьте масштаб, чтобы увидеть контекст и фон. Почувствуйте. Услышьте. Увидьте. И запишите ответы.

А теперь идите на шаг назад. Вот вы увидели конечный этап. А что было предыдущим этапом? Что это была за девятка, которая привела вас к десятке? И опять закрывайте глаза и смотрите на картинку.

Идите так и дальше, пока не придете к единице. Единица будет вашим следующим этапом от того, что есть сейчас.

И вот здесь начинается самое интересное.

 

Мост над пропастью

Когда клиент идет в это упражнение на сессии, то в этот момент (смотря на единицу) иногда чувствует растерянность.

Цель уже не далека, а напротив, очень близка, и очень реальна – это буквально следующие несколько шагов. Например, если общая цель “выучиться играть на гитаре”, то следующим этапом может быть “поискать в Интернете курсы для взрослых, позвонить или написать туда”. Реально? Абсолютно. Требует много сил? Нет. Запускает какие-то серьезные изменения в жизни? Нет. Но внезапно человек может почувствовать, что по каким-то причинам… он все равно не будет этого делать. Как будто что-то парализует его, связывает по рукам.

И тут есть два варианта. Либо цель на самом деле не твоя (и это как раз тот редкий момент, когда ты можешь это осознать), либо… пропасть в твоем сознании никуда не делась. Разумом ты понимаешь, что следующие шаги просты и достижимы, и не требуют от тебя никаких подвигов преодоления. Но интуитивно, подсознательно, ты продолжаешь чувствовать, что цель по-прежнему очень далека и ты по-прежнему бессилен. Ты смотришь на дальнейшие шаги как будто через пропасть.

Значит, нужно построить мост!

Вообразите, что над этой пропастью возводится мост. Предположим, что его можно пройти за 10 ваших шагов – или 10 делений на новой шкале.

Кстати, хорошим упражнением будет исследовать сам мост. Из чего он сделан? Какой он? Какой вокруг пейзаж? А как выглядит пропасть? Видно ли дно? Прояснив образы, спросите себя: про что эти образы для вас, что они означают? Вы можете получить очень интересные ответы.

Иными словами, мы рисуем новую шкалу, которая соединяет старую (точнее, единицу на старой шкале) с текущим моментом.

Если на десятке – то, что раньше было единицей, то что будет на девяти? На восьми? На семерке? Идите по шагам, пока не придете к новой единице. И посмотрите на нее. Вы готовы к этим действиям? Хотите ли вы это сделать? Перед вами по-прежнему пропасть или вы уже можете шагать?

Если вы по-прежнему ощущаете разрыв и неуверенность, тогда создавайте новый мост и новую шкалу. И еще. И еще. Дробите задачи сколь угодно мелко, но рано или поздно вы придете к таким действиям, которые уже не будут вызывать ступор и страх.

И вот тогда – сделайте этот первый шаг.

Людмила Прима
коуч личных достижений

Понравился пост?
Подпишись на рассылку и получай обновления каждую неделю.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ