Глубинные ценности, или Почему не работает пропаганда

Эта статья вызвана одной дискуссией на Фейсбуке. Автор поста высказывала недоумение по поводу активно рекламируемого сейчас дня семьи и верности. С ее точки зрения, семья и верность – это, может быть, и здорово, но причем тут праздничный день? Неужели все остальные дни – дни холостяков и разгула? И главное, почему такой день пропагандирует государство, разве это его функция – вмешиваться в личную жизнь?

глубинные ценности, или почему пропаганда не работает

В комментариях одна девушка ответила, что это, может быть, и пропаганда, но пропаганда хорошая, потому что этой стране не помешает больше семейных ценностей.

Это заставило меня вспомнить, что у меня идея такого праздника тоже вызывает недоумение. Именно потому, что я знаю: такая пропаганда не работает.

Чтобы объяснить, почему я так считаю, я расскажу вам о том, что такое убеждения, и что такое ценности.

 

Ценности и убеждения

Мне рассказали о разнице между ценностями и убеждениями на сертификационном тренинге, и эта тема показалась мне очень важной и очень глубокой.

Итак, что такое ценности?

Коучинг понимает истинную, глубинную ценность человека как нечто, что отражает его внутреннюю сущность. Они индивидуальны. Каждая ценность наполнена для человека особым смыслом, он глубоко и ясно понимает ее значение. Ценность можно сформулировать одним словом. Как правило, когда человек говорит об истинной ценности, его тон голоса изменяется.

Однако в нашей культуре мы часто путаем ценности и убеждения.

Личные убеждения Ценности
  • Основаны на разуме, логике, рациональном мышлении
  • Сформированы воспитанием, прошлым опытом, религией, культурой
  • Приходят к нам извне
  • Могут изменяться со временем или под влиянием каких-то условий
  • Могут оказаться ложными
  • Разъединяют людей
  • Не нуждаются в обосновании, они просто есть
  • Появляются при рождении человека
  • Проясняются изнутри
  • Неизменны всю жизнь
  • Всегда истинны, поскольку отражают нашу сущность
  • Объединяют людей
Ценности – это не то, что мы получаем в результате каких-то действий. Это не результат чего-то. Это не выполненное условие. Это то, что с нами было, есть и будет всегда.

Убеждения же появляются у нас в результате чего-то: воспитания, правил, логических построений, существующих наблюдений или иных действий. В этом плане теория спиральной динамики (теория смены ценностных систем у человека) – это больше про убеждения, чем про ценности.

Убеждения субъективны, а ценности… хочется сказать “объективны”, но это гораздо, гораздо больше. Ценности соответствуют нам самим – таким, какие мы есть на самом деле.

На самом деле пока неясно, откуда у нас они берутся, ценности эти. (В конце концов, человечество пока только-только доросло до потребности изучать что-то, что не связано напрямую с нашим выживанием.) Но известно, что ценности – на каком-то не вполне ясном, но осознаваемом уровне – созвучны всем людям.

Почувствуйте, как звучат эти ценности:

Счастье
Поток
Осознанность
Радость
Свет
Энергия
Мы
Пространство
Сила
Вдохновение
Воссоединение
Общность

Уверена: где-то в глубине вам откликнулась хотя бы пара этих слов.

Когда мы оперируем личными убеждениями, мы не только не объединяем вокруг себя единомышленников, мы даже можем разжечь конфликт! Напротив, когда мы говорим про счастье, силу, энергию, вдохновение – про ценности – мы видим, как просветляются лица. И вдруг, с огромным удивлением, мы понимаем, что все люди – такие разные! – на самом деле хотят одного и того же.

Это огромная, пока еще малоисследованная тема, в которой – я уверена – заложены ответы на многие наши вопросы.

 

Вернемся к пропаганде

Можно ли пропагандировать ценности? Как мы видим на примере дня семьи и верности, можно. Эффективно ли это? Да это вообще не работает.

Ценности можно прояснить. Узнать. Достать из себя. Но ими невозможно “заразиться” от другого. Ценность – это то, что в тебе было, есть и всегда будет. Именно поэтому не работает пропаганда семьи и верности – потому что это ценности, которые либо в тебе есть, либо нет.

Пропаганда, как мне кажется (оставим в стороне ее негативную коннотацию и сосредоточимся на прямом смысле – распространение определенных взглядов), может быть эффективна только в отношении определенного поведения или навыков. В этом смысле каждый из нас переживал такую родительскую пропаганду, когда нас учили чистить зубы и делать уроки. Но есть примеры и государственной пропаганды.

Скажем, в двадцатых годах прошлого века власти прививали домохозяйкам мысль о том, что надо мыть посуду в горячей воде. Эта мысль встретила сопротивление (что это за горячая вода? Предки всегда мыли в холодной! Зачем она?), но, как видите, прижилась со временем.

Или же можно вспомнить пропаганду рыбьего жира в СССР. Сейчас люди старше 35 лет, вспоминая рыбий жир, морщатся, однако именно пропаганда рыбьего жира как профилактики дефицита витамина D в свое время cпасла страну от тотальной эпидемии рахита (в послевоенные годы с едой было трудно, дети не получали всех необходимых веществ, и рахитом заболевал почти каждый второй).

Однако не всякое поведение можно привить. А только то, что соответствует – тадам! – ценностям. Почему употребление рыбьего жира внедрилось так широко? Потому что за этим стояла ценность: здоровье.

То же самое мы наблюдаем и в других сферах. Почему некоторые начинают бегать, и быстро бросают, а некоторые – продолжают бегать и даже усиливают тренировки? Потому что результаты этих действий не приводят первых к глубинным ценностям (или даже вступают с ними в противоречие, да! Например, кто-то воспримет тренировки как угрозу своей свободе, а эта ценность для него глубже, чем хорошее самочувствие), а вторые, наоборот, чувствуют полноту жизни.

Это не про то, что вторые правы, а первые нет, или наоборот. Это про то, что ценности разные.

Теперь вернемся к вопросу семьи и верности. Мне кажется, что, когда люди говорят о пропаганде, то имеют в виду именно поведение, а не саму ценность. Государству нужно, чтобы были крепкие семьи, женатым/замужним нужно, чтобы их супруг хранил им верность. Это все поведение. Но поведение – это следствие ценности, а не наоборот. Если у человека нет ценности верности, он не будет хранить верность (или будет, но недолго).

Или же та же самая “гей-пропаганда”. Когда говорят о пропаганде гомосексуальности, имеют в виду поведение, а не ориентацию, именно потому, что воспринимают ориентацию как поведение. Очень грубо это выглядит так: он начнет делать так, значит, он станет таким. Здесь идет подмена понятий, о которой я говорила в статье про язык-прим: когда мы действие переносим на идентификацию (пример с Петей-двоечником).

Пропаганда может быть эффективной, если она касается действий, которые связаны/ведут к нашим ценностям. Если они не связаны, то хоть обпропагандируйся. Можно обвешать весь город баннерами с Петром и Февроньей, но от этого не станет больше верных жен и мужей.

 

Выявление ценностей. Практикум

Было бы ли вам интересно поисследовать собственные ценности? Тогда для вас – практикум.

 

1. Друзья, знакомые, знаменитости

Какие качества вы сильнее всего цените в людях? Почему именно эти качества важны для вас?

2. Желаемое

Предположим, вы добились всего или почти всего. Что тогда еще в вашей жизни должно присутствовать? Без чего вы почувствуете, что теряете часть себя? Почему именно это так важно для вас?

3. Особые дни

Мы все когда-то переживали дни, когда мы чувствовали максимальный подъем, радость и удовлетворение. Какими они были, эти дни? Что тогда произошло? Почему то, что произошло, было важным для вас? Как эти ценности соотносились с тем, что тогда происходило в вашей жизни?

4. Отождествление с животным или другим существом

Если бы вы могли провести один день в качестве животного или любого другого (может быть даже фантастического) существа, что это было бы за существо? Почему вы выбрали именно его? Что это существо на самом деле для вас означает?

5. Необитаемый остров

Примечание. Может показаться, что это упражнение повторяет само себя, но важно ответить на все вопросы – тогда, возможно, вы найдете закономерности.

Предположим, вы хотите отправиться на необитаемый остров, и знаете, что вам придется прожить там очень много времени, возможно, всю жизнь.

Какие 3 книги вы бы с собой взяли? Почему именно эти?
Какие 3 музыкальных произведения вы бы взяли? Почему именно их? О чем они для вас?
Какие 3 предмета вы бы взяли с собой? Почему вы выбрали именно их?
Какие 3 фильма вы бы хотели пересматривать там? Почему именно эти фильмы? Что самого важного они несут в себе?

6. Навязчивое поведение

Подумайте, какое качество о себе вы чаще всего слышите от своих друзей и родственников. Например, кто-то может часто слышать, что он зануда, или бесчувственное бревно, или трудоголик. Такое повторяющее поведение – тоже проявление ваших ценностей. Почему это поведение столь важно для вас?

Можете отвечать в комментариях, а можете – для себя, на бумаге. В процессе исследования вы наверняка обнаружите интересные выводы и закономерности. Поделитесь ими.

И хочется услышать ваше мнение: как думаете, работает ли пропаганда?

Людмила Прима
коуч личных достижений

Понравился пост?
Подпишись на рассылку и получай обновления каждую неделю.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ