А ты “сквозной” или “включенный”? Практикум

Сегодня в Академии Правильных Копирайтеров я провела насыщенный и сложный вебинар на тему тайм-менеджмента. И он показал, что наши отношения со временем, энергией и приоритетами – тема вечнозеленая. Вроде куча всего есть: тренинги, книги, конференции, марафоны, и все равно ничего не работает.

Это показывает, что проблема не в инструменте (их множество), а глубже. На уровне приоритетов и жизненных ценностей.

ID-100261852

Поэтому я решила продолжить тему времени и того, как мы его распределяем. Сегодня я расскажу про то, как устроены сами наши отношения со временем. Возможно, вы удивитесь, но разные люди смотрят и реагируют на течение времени по-разному.

Сегодня мы поговорим про метапрограммы времени.

 

Что такое метапрограммы?

В будущем я буду не раз вести о них речь, так что приведу определение.

Метапрограммы – это личные поведенческие привычки, которые мы усваиваем в возрасте примерно 2 лет. Они закреплены у нас так давно, что уже являются как бы фильтрами или линзами, через которые мы смотрим, чувствуем, слышим, обоняем. Метапрограммы, буквально, фильтруют ту информацию, которая будет донесена до нашего восприятия, до нашего сознания. Мы воспринимаем мир через наши метапрограммы, и действуем тоже согласно им.

Поэтому, со временем, метапрограммы превращаются в личные убеждения. Человек уже воспринимает свою метапрограмму не как только ему привычное поведение, а как некое неписаное субъективное суждение – о природе вещей, о поведении других.

Чаще всего каждая метапрограмма имеет 2 противоположных полюса, и человек выбирает один из полюсов. Также есть программы, имеющие 3 полюса.

Пока не очень понятно, по каким причинам мы выбираем тот или иной полюс, но то, что любая наша метапрограмма есть результат нашего выбора – несомненно. И это хорошая новость. Собственно, главное, что нам нужно знать про метапрограммы: в любой момент мы можем сделать другой выбор, и тогда наши поведенческие привычки тоже поменяются.

Сегодня я расскажу про 2 метапрограммы времени: время сквозное и время включенное. И проще всего это сделать на примере. Итак, практикум-тест.

 

Практикум: ты “сквозной” или “включенный”?

За каждое утверждение, с которым вы согласны, ставьте себе 1 балл. Затем посчитайте, в какой метапрограмме вы набрали больше всего баллов.

Включенное время

  1. Важнее всего то, что происходит в данный момент. Иногда я так глубоко погружаюсь в процесс, что ничего больше не вижу, не воспринимаю.
  2. Переживания и эмоции для меня больше относятся к контексту и окружению, чем ко времени их возникновения.
  3. Настоящее – это то, что происходит со мной здесь и сейчас.
  4. Если времени уходит много, значит, так оно было нужно.
  5. Я разбираюсь с делами и задачами по мере их возникновения, или занимаюсь тем, что мне более приятно в данный момент.
  6. Иногда я опаздываю на встречи, но ненамеренно, просто возникают важные дела.
  7. Когда я думаю о прошлом, оно столь же ярко, как и настоящее. Вспоминая, я снова переживаю те же эмоции и даже ощущения в теле. Из-за этого я иногда привязываюсь к памятным для меня местам. Воспоминания у меня чаще ассоциированные (когда я воспринимаю себя изнутри).
  8. Я распределяю время в зависимости от своего настроения, самочувствия, общего настроя. Если я чувствую, что сегодня “день не складывается”, я легко откладываю все задачи, даже очень важные. Для меня это знак, что сегодня – не время.
  9. Я легко включаюсь в рабочий процесс, вообще вхожу в поток. Но если кто-то меня выдергивает из него, выхожу из него тяжело, мне требуется время, чтобы суметь сосредоточиться на чем-то другом.
  10. Я воспринимаю мир, исходя из своего опыта и чувств.

Сквозное время

  1. Мне очень важно следить за тем, сколько времени у меня занимает выполнение задачи. Выполняя работу, я поглядываю на часы и стараюсь уложиться в срок.
  2. Я вижу время как линейную последовательность из прошлого в настоящее, и могу видеть мое будущее далеко вперед. Из-за этого я хорошо планирую и точно знаю, чем буду заниматься через несколько месяцев, а то и лет.
  3. Я чувствую временные интервалы. Для меня час – это именно час, а не два и не полчаса.
  4. Если я вдруг опаздываю, я понимаю это заранее, и заранее предупреждаю. Того же самого ожидаю и от других.
  5. Когда я думаю о прошлом, то со временем интенсивность переживаний стирается. Воспоминания у меня чаще диссоциированные (я вижу себя как бы со стороны).
  6. Если я что-то кому-то обещал сделать, я помню это отлично, мне даже не нужно специально записывать.
  7. Часто я категоричен в суждениях, не вижу “золотой середины”.
  8. Я распределяю время согласно своим жизненным приоритетам.
  9. Я тяжело вхожу в рабочий процесс, но, когда войду, то довожу дело до конца, даже если придется работать очень долго.
  10. Я выношу суждение о мире, опираясь на свое мышление.

 

Подведем итог

Вы, наверное, уже догадались, что современные западные системы тайм-менеджмента ориентированы, конечно, на “сквозных”. И для них все эти матрицы Эйзенхауэра, диаграммы Ганта, графики Перля, ежедневники Глеба Архангельского – они прекрасно сработают. Например, “сквозная” инфобизнес-леди планирует так: я хочу тренинг в апреле, значит, мне надо начинать его планировать уже в феврале, иначе к апрелю у меня его не будет. Для “включенной” это совершенно не очевидно, для нее в феврале будет еще полно времени.

Но это совершенно не значит, что всем “включенным” надо накрыться простыней и тихо ползти на кладбище. Нет. Это значит, что “включенным” нужно изобрести собственную систему, которая будет работать для них. К сожалению, я не знаю такой системы, которая была бы настолько же сильно распиарена, как системы для “сквозных”, но каждый “включенный” может придумать свой метод – на коуч-сессиях. Коучинг делает это возможным!

Не бывает “правильных” или “неправильных” метапрограмм. Помните, когда-то мы сделали выбор, и этот выбор для нас был наилучшим. Его можно изменить. А можно оставить как есть.

 

Путешествовать по шкале!

Возможно, если вы “включенный”, то сделали вывод, что хорошо бы хотя бы в некоторых вопросах побыть “сквозным”. Или наоборот, вы “сквозной”, но теперь думаете, что совсем не помешало бы внести в жизнь немного творческого хаоса.

Это возможно.

Представьте, что вы на полюсе нашей родной Земли. Что вам мешает пуститься в путешествие? И необязательно вам переселяться на другой полюс. Возможно, для начала вам понравится место неподалеку.

Помните, что метапрограммы – это не более чем привычки. Эти привычки можно изменить. Например, “включенный” в некоторых важных для себя вопросах станет реагировать как “сквозной”. Или, например, можно поселиться на экваторе, и тогда вы сможете выбирать свое поведение – и такое бывает. Бывают люди, которые усвоили обе метапрограммы сразу (обычно их называют сбалансированными людьми).

Весь вопрос в том, чего хотите вы.

Если вы хотите измениться, то коучинг вам поможет.

Записаться на коуч-сессию

Людмила Прима
коуч личных достижений

Понравился пост?
Подпишись на рассылку и получай обновления каждую неделю.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ