Требуй, как младенец
Недавно с одной моей знакомой состоялся необычный разговор о младенцах. (Опубликовано с ее согласия.)
– Меня раздражают младенцы, когда они требовательно орут.
– Требовательно орут?
– Знаешь, как они делают: раскидывают руки и ноги в сторону и орут во всю мощь легких, требуя внимания, или попить, или поесть, или сменить памперс, или просто им что-то не нравится. В таком возрасте дети действительно верят, что Вселенная им должна, должна делать им хорошо. Откликаться на их зов, удовлетворять их потребности, выполнять их желания. И с точки зрения младенцев, все так и есть.
– А потом мы вырастаем и орать перестаем.
– Да, но меня взрослую этот крик раздражает. Какое-то сложное чувство: одна моя часть, логическая и разумная, говорит, что они и должны орать. Другую часть, эмоциональную, они бесят: как они смеют требовать, раз у них и так все есть? Третья часть, наблюдательная, говорит, что мое раздражение говорит, конечно, обо мне.
И дальше моя знакомая попросила какое-нибудь упражнение или несколько вопросов на исследование вот этого раздражения.
Как известно, любой источник дискомфорта – это источник ресурса, только с другого боку. И можно было бы, конечно, поисследовать раздражение обычным путем (какая потребность стоит, какое намерение и т.д.), но внезапно мне пришла в голову идея, что можно же на это раздражение посмотреть с другой стороны зеркала. С точки зрения младенца.
Это я – младенец, который раскинул руки и ноги. И я ору и требую. Как я себя в этом чувствую? Какие образы приходят? Почему такие? Про что это для меня?
Я попробовала сделать это упражнение сама, и вот что получилось.
1. Первое, что сразу пришло – страх отверженности. Что я буду кричать, и никто не придет. Что я сколько угодно могу кричать, но Вселенной плевать. Никому нет дела. Я не верю, что Вселенная откликнется.
2. Дискомфорт от того, что я остаюсь на одном месте. Не страх, а скорее неудобство и раздражение. Я хочу идти, двигаться, видеть разные пейзажи, разную обстановку, а вместо этого вынуждена лежать на одном месте. Это, конечно, моя более взрослая часть о себе заявляет. Этакий любопытный подросток.
3. Ощущение беззащитности. Я лежу с раскинутыми ногами и руками, мой живот, мое нутро беззащитно. Любой может подойти и пнуть. Сложно сказать, ожидаю ли я того, что непременно пнут, но могут, и защититься – в образе младенца – я не смогу. Как ни странно, но решением выходит не перейти в роль взрослого и даже не вырастить себе специального защитника, а надежно защитить живот, не меняя позиции. Чтобы, даже если пинали, не ощущалось. Почему-то важно сохранить именно это положение.
4. Страх, что откликнутся, но принесут НЕ ТО. Вот это прям было неожиданно и очень забавно. Знаю я их, дураков. Принесут, постараются, извернутся, купят, достанут, приготовят – но НЕ ТО! А если НЕ ТО, то… то лучше и вообще ничего не надо. Сама все сделаю. Тут все очевидно: проблема гиперконтроля, задранные планки и обесценивание любых результатов, которые не на 5+.
5. Ощущение дикого, безбашенного, громадного РЕСУРСА. Меня много. Я могу быть в любом размере – и как обычный младенец, и даже с целый дом. И руки-ноги могу увеличить и оплести кого угодно. Желание отхватить свое, спеленать, достать и не отпускать. Ощущение собственной правоты – что хочу, то и беру, что беру, то и мое. Компенсация какой-то недостачи.
6. Ну, удовольствие, да. Оно, оказывается, приятно – вот так ручки-ножки раскинуть и орать. Это ощущение свободы, счастья, переполняющей жизни. Вот она я, я живу, мне хорошо! Крик идет из глубины, из живота, он низкий, раскатистый, богатый. Можно было бы подумать, что младенец, орущий так, ничего не требует, но на самом деле это замаскированная потребность в демонстрации. Посмотри на меня! Радуйся за меня! Завидуй мне! Переживи это со мной! Этому крику нужны зрители, и не простые, а реагирующие определенным образом.
Пока кажется, что это упражнение хорошо работает там, где идут собственные проекции и дискомфортные реакции на других людей. Это неожиданный, но эффективный способ испробовать собственный ресурс с другой стороны и обнаружить те же самые затыки, что и обычно, но докопавшись до него интересным путем:)))
Пришло еще, что это упражнение дает возможность изнутри почувствовать потребность, вместо того чтобы оценивать проявление диссоциированно.
А что вам приходит в голову, когда вы представляете себя орущим младенцем?
Людмила Прима
коуч личных достижений
ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ